Основные тезисы первых заседаний коммуникативной площадки «Образование»

О будущем Воронежского образования

Превращение Воронежской области в центр индустрии знаний - главная идея создания коммуникативной площадки «Образование».

Образование – одна из ценностей человеческого капитала, т.к. человек мотивирован на постоянное профессиональное и личностное самосовершенствование: от получения дошкольного образования до послевузовского (дополнительное образование при смене профессиии).

Участниками площадки обсуждались следующие вопросы:

1. Образование завтрашнего дня: каким оно представляется каждому из нас?
Образование - это отрасль, в которой нельзя опаздывать. Выпускник завтрашнего дня - это не только специалист, работник, но и гражданин страны, своего края. Невозможно вывести область в лидеры, не имея кадры, отвечающие современным потребностям и запросам региона. Поэтому главным результатом образования станет его соответствие целям опережающего развития.

2. Какие требования предъявляет государство? Какова роль социального заказа в развитии образования?
По мнению Савицкой Н.П., руководителя инспекции по контролю и надзору в сфере образования Воронежской области: «Социальная сфера не может развиваться без поддержки государства, но при этом должно быть понимание общности интересов, без «перетягивания одеяла» на себя».
Некоторые участники площадки считают определяющим критерием развития образования социальный заказ, который предполагает качественный уровень предметных знаний, сформированность ключевых компетенций, высокий уровень социализации. Именно эти критерии заложены в модели личности выпускника.

В чем особенность социального заказа в Воронежской области?
Наша область традиционно развивает сельское хозяйство и промышленное производство. Следовательно, области нужны люди, способные направить полученные знания на реализацию конкретных задач, стоящих перед регионом, и использовать свой потенциал для процветания родного края.

3. О качестве образовательных услуг
Именно на качество образовательных услуг надо обратить особое внимание, потому что качество - это и содержание образования, обусловленное новыми образовательными стандартами, и материально-техническая база, соответствующая требованиям времени, и высококвалифицированный педагогический корпус, владеющий новыми технологиями и способный постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.

4. О воспитательном аспекте образования
Укрепление позиции Воронежской области в сфере образования невозможно без воспитательного аспекта, одной из составляющих которого является воспитание ответственности за судьбу своего края.

Участники площадки определили основные составляющие для полноценного развития образования в регионе:

  • развитая инфраструктура, включающая в себя детские сады, школы, учреждения профессионального образования, которая позволит каждому ребенку воспользоваться образовательными услугами на разных этапах обучения;
  • образовательная карта Воронежской области, дающая исчерпывающую информацию об образовательных услугах на территории региона;
  • разработанные механизмы получения образования в разных формах;
  • соответствие качества предоставляемых образовательных услуг запросам современности.

По мнению участников площадки переход к качественно новому уровню развития образования могут обеспечить следующие направления:

  • доступность качественного образования на всех уровнях;
  • государственная поддержка и защита эффективно работающих учреждений разных типов и видов (включая ОУ для одаренных или коррекционные школы и т.д.);
  • создание единой конкурентоспособной интеллектуально-культурной образовательной среды региона;
  • понимание воспитания как составляющей системы образования региона;
  • модернизация и внедрение инноваций;
  • развитие и государственная поддержка сети негосударственных ОУ, особенно в сфере дошкольного и дополнительного образования. Оптимизация сети ОУ;
  • повышение эффективности и открытости государственного и муниципального управления;
  • коренное совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров системы образования.

В качестве форм реализации механизмов участники площадки выделили следующие:

  • принятие региональной и муниципальных программ по развитию дошкольного образования, включая классы предшкольной подготовки;
  • создание ассоциации детских организаций региона;
  • модернизация зданий и оборудования ОУ (массовая школа – качественная школа), включая объекты спортивного и медицинского сопровождения;
  • принятие региональной программы «Безопасная школа»;
  • широкое внедрение дистанционного обучения во всех типах ОУ;
  • создание региональной программы по оценке качества образования на всех уровнях;
  • повышение профессионализма и ответственности работников системы за качество образования;
  • повышение требований к качеству аккредитационных экспертиз ОУ;
  • создание межрегионального центра по профессиональной подготовке и переподготовке кадров для современного производства.

О привлечении инвестиций в систему образования Воронежской области

Участниками площадки отдельно поднимался вопрос о необходимости привлечения инвестиций в систему образования региона. По мнению участников площадки, в системе образования инвесторами для учреждений НПО и СПО могут выступать производственные предприятия, заинтересованные в подготовке или переподготовке кадров для собственного производства. Таким образом, решится часть задачи по модернизации учебного оборудования и внебюджетного финансирования ОУ и часть задачи с точки зрения пополнения производств высококвалифицированными работниками разных уровней. Привлечение инвестиций должно стать одним из показателей инновационной успешной деятельности учреждений СПО и НПО.
Необходимая оптимизация сети НПО и СПО произойдет автоматически путем обеспечения опережающего развития профессионального образования по отношению к социально-экономическому развитию региона с учетом потребностей рынка труда.

В решении ключевой задачи – привлечении инвестиций – должны принять участие все органы исполнительной власти и органов местного самоуправления. Руководители и специалисты ИОГВ должны не только нести персональную ответственность за привлечение инвестиций в отрасль, но и создавать определенную мотивационную среду для руководителей учреждений. Целесообразно проработать вопрос взаимодействия с инвесторами на основе государственно-частного партнерства в сферах образования и здравоохранения.
Преобладает понимание, что комплексность будет обеспечена не только первоначальным образованием (дошкольное, общее, профессиональное), но и переподготовкой кадров, а также внутренней установкой каждого индивида на совершенствование в профессии, что не менее важно для социально-экономического развития в целом.

Инновационное развитие образования Воронежской области

В качестве основного препятствия успешного социального развития образования Воронежской области участники площадки определили отсутствие внятной стратегической установки на инновационное развитие в целом, т.к. многие понимают инновационное развитие достаточно узко - развитие сети инновационных ОУ.
Все участники сошлись во мнении, что инновации в образовании требуют крайне осторожного отношения. В отрасли должен быть создан особый социально-экономический образовательный организм, обеспечивающий максимальную мобильность и свободу выбора и для потребителя образовательных услуг, и для того, кто их предоставляет, тем более, что наиболее ценными качествами человеческого капитала сегодня становятся:

  • самостоятельность в делах и независимость во взглядах;
  • способность к рефлексии и рациональность;
  • критичность и реалистичное восприятие действительности;
  • инициатива и ответственность;
  • динамика и мобильность.

Культивировать эти качества в обществе и людях – стратегическая задача не только современной власти, но и общества в лице наиболее активным и деятельных представителей.
Следовательно, реализовывать принцип развития образования только через программы интеллектуального развития потенциала детей и молодежи  - достаточно узко. Участники площадки выдвинули идею создания инновационной программы развития региональной отрасли, так как образование – это отрасль не только «детская». Потребителями образовательных услуг могут быть и взрослые.

Образование – это не только интеллектуальное развитие, но и воспитание гражданина Российской Федерации.