Дорогие друзья!

 

Ниже мы постараемся ответить на ряд наиболее актуальных вопросов, предваряющих процесс разработки стратегии, а также обозначить общие принципы, которыми планируем руководствоваться при создании стратегии.

Зачем нужна стратегия?

Выход из кризиса неизбежно предполагает изменение качества всей социально-экономической системы страны и региона. Самая серьезная управленческая ошибка, которая может осуществиться, – это попытка вернуться к докризисному состоянию, даже если это назвать возвратом к прежним показателям и параметрам. Иными словами, неверно становиться тем, кем был – правильнее стремиться к новым пределам, которые иначе как в кризисе не проявляются. Воспринимать кризис не столько как опасность, сколько как возможность. Возможность измениться в новое качество – ценнейший фактор развития, но ограниченный временем. Если мы не успеем переструктурировать собственные ресурсы – финансовые, материальные, кадровые, проектные – на них достаточно быстро найдутся претенденты. Чтобы избежать такой ситуации, необходима стратегия – четко спроектированное и обозначенное параметрами пространство нашего возможного развития. Вектор в будущее для нескольких поколений. Ключевой нематериальный ресурс развития региона. Выработка стратегии и ее реализация – это показатель высшего уровня квалификации управленцев, именуемых элитой. Стратегия, если она правильно выбрана, осуществляется не одним поколением и не определяется одними лишь экономическими показателями, хотя экономика – важнейший и наиболее явный продукт этой стратегии.

Что делает стратегию успешной?

Успешность стратегии в гораздо большей степени определяется общественной поддержкой, стремлением людей вкладывать собственные ресурсы в ее осуществление. Если типовой показатель экономической тактики – полученная прибыль, то у экономической стратегии – привлеченные капиталы. Когда на один вложенный рубль приходится десять вложенных внешними инвесторами. Иными словами, если экономика озабочена тем, как заработать, то стратегия озабочена тем, куда вложить заработанное, чтобы сохранить возможность получения денежного потока как можно дольше и на самых безопасных условиях. Причем обеспечить эту возможность способно только грамотное, действенное и успешное управление. Экономика в данной ситуации становится объектом управления, в известной степени – заказчиком стратегии. Но лишь одним! В стратегии заинтересованы прежде всего люди, живущие на пространстве, в отношении которого стратегия будет реализовываться; стало быть, стратегия не может быть заложником одних лишь экономических интересов. Девиз «прибыль во что бы то ни стало» и привел мир к кризису, свидетелями которого мы стали. Стратегия, как и реализующая ее политика, будет успешной лишь тогда, когда приоритет вложений полученного дохода будет понятен всем, в отношении кого эта стратегия осуществляется.

Как создавать стратегию?

Стратегирование – очень непростой процесс. Специалистов стратегического проектирования немного, но потребности в стратегическом развитии растут, стало быть, нам придется самим учиться тому, как разрабатывать стратегические проекты и как их осуществлять. Самая распространенная управленческая ошибка – это заказ стратегии внешнему разработчику. Опыт подсказывает, что разрабатывать стратегические проекты должны те, кто будет их осуществлять. Успешность стратегии на сто процентов зависит от того, сколько людей в нее поверят. Даже самый грамотный с точки зрения академической науки текст не станет стратегией, если в нем не увидит себя обычный, например, хуторской предприниматель, директор сельской школы или студент-выпускник. Именно поэтому разработка нашей стратегии предполагает вовлечение значительного числа участников из всех социальных групп, дискуссии на многочисленных коммуникативных площадках, с активной поддержкой СМИ. Мы вправе рассчитывать, что именно из этих инициативных групп сформируется наша региональная элита, способная не только разработать стратегию, но и удержать ее параметры на длительный срок. Чтобы затем передать следующему поколению, которое, кстати, и есть главный заказчик будущего.

Как реализовывать стратегию?

Стратегическое управление предполагает иные подходы. В стратегии возможности важнее ресурсов. Определение границ возможного является приоритетом. Уже было сказано, что ресурс времени у нас ограничен, поэтому разработка стратегии должна начаться немедленно, и работа эта должна быть организована на всех уровнях: в сельских поселениях, в крупных сетевых компаниях, в общественных организациях, в средствах массовой информации. Определение собственных стратегических интересов потенциальной элиты – важнейшая и фундаментальная часть этой работы. Стратегия реализуется в проектах, которые предполагают при помощи более действенных форм управления более эффективное распоряжение имеющимися ресурсами. Ресурс человеческого потенциала повсеместно в России используется недостаточно, поэтому вовлечение в процесс стратегирования новых людей, нового творческого (креативного) класса сегодня – важнейшая задача федерального уровня, взяться за которую вполне по силам Воронежской области.

Кто еще нужен для разработки стратегии?

Ключевая проблема, которая сегодня определяющим образом влияет на разработку стратегии, состоит в отсутствии у нас успешного опыта такого рода. Нам придется идти экспериментальным путем, методом проб и ошибок, но при этом не допустить, чтобы от этих ошибок пострадали сограждане. Иными словами, мы за поиск новых форм управления, но против социальных экспериментов. Чтобы преодолеть эту проблему, необходим принципиально новый класс специалистов: экспертов всех уровней. Специалистов, способных грамотно оценить возможности территории и социума, разработать, освоить и внедрить социальный проект, разработать бренд, составить рейтинг. В мировой управленческой практике инновационного развития экспертная функция является определяющей, грамотные эксперты во многом определяют эффективность управления – прежде всего за счет того, что обеспечивают должный уровень безопасности управления, исключая ошибочные решения и безграмотные действия власти. Управленческая безграмотность, неумение и нежелание изменять себя в соответствии с требованиями времени – серьезное препятствие развитию. Создание корпуса региональных экспертов сможет существенно повлиять на эту ситуацию.

Почему Лидерство?

И в завершение — почему мы назвали нашу стратегию «Стратегией Воронежского лидерства». Лидерство в нашем понимании – это не чемпионство, и не конкуренция с нашими уважаемыми коллегами из других регионов. Мы не намерены ввязываться в подобие подзабытого соцсоревнования. Мы намерены занять свое собственное место в Российской Федерации, место уникальное и неповторимое. Мы выбираем путь разработки новых знаний и практик стратегического управления. Воронежский потенциал вполне позволяет этого добиться. Именно такую задачу мы ставим на выходе из кризиса.